Введите текст с картинки: *
Как флеш-память помогает собирать долги

CNews: Как выглядела работа банка с просроченной задолженностью на момент принятия решения о начале проекта?

Артем Шахвердян: Альфа-Банк имеет достаточно развитую и территориально распределенную ИТ-инфраструктуру. Многие годы мы ее развивали, обеспечивали соответствие систем растущим требованиям бизнеса, которые для ИТ выражаются в конкретных цифрах, относящихся к нагрузке, объемам данных.

Для работы с просроченной задолженностью в современных условиях очень важны настроенные и проходящие без сбоев бизнес-процессы. Весь softcollection, то есть дистанционное уведомление клиентов о подошедшем сроке платежа или наличии у них просроченной задолженности, мы осуществляем собственными силами.

Процесс выстроен таким образом. Наша бэк-офисная система накапливает и обрабатывает данные о клиентах и кредитных договорах. Один раз в сутки из системы выгружается информация о тех клиентах, которых нужно предупредить о необходимости внести платеж. Поскольку отделения Альфа-Банка есть во всех часовых поясах, то мы выгружаем данные ночью по московскому времени. Лист обзвона передается в контакт-центр, и его сотрудники начинают звонить клиентам.

CNews: Что вас не устраивало в этом процессе?

Артем Шахвердян: Нас перестала устраивать производительность системы. Кредитных договоров заключается много, объемы данных растут и нагрузка на ИТ-системы тоже. Если охарактеризовать это в цифрах, то объем баз данных в этой ИС достиг 10 Тбайт. Следовательно, процедуры расчета получаются очень «тяжелыми», на нашей старой аппаратной конфигурации они занимали около двух часов и заканчивались к 4-м часа утра по московскому времени. Еще некоторое время требовалось на передачу листа обзвона операторам в Ульяновске, и затем они могли начинать звонить клиентам, начиная с Дальнего Востока.

Мы понимали, что в дальнейшем наши объемы данных будут только расти, а время  выполнения критичного бизнес-процесса – увеличиваться. В то же время мы не могли допустить, чтобы клиенты, имеющие просроченную задолженность, не были вовремя и должным образом оповещены об этом. Любая задержка в процессе softcollection – это и прямые потери банка. Уменьшается вероятность своевременной передачи информации клиенту, сокращается время на принятие решений банком.

Таким образом, главной, хотя и не единственной, причиной перевода системы управления сбором задолженности на новую аппаратную платформу стало увеличившееся время формирования листа обзвона. Вся эта работа требует довольно высокой производительности, и пора было менять оборудование.

CNews: Как вы выбирали новое решение?

Артем Шахвердян: Сначала мы просто определили, каким путем идти дальше: либо вкладываться в существующие технологии, пытаться наращивать мощности, либо в принципе заменить аппаратную часть. Первый путь давал прирост производительности примерно на 15–30%. Этот запас мы выбрали бы полностью за год-полтора и снова оказались бы в исходной ситуации.

Светлана Бутырина: «Диона Холдинг» много лет является премьер-партнером IBM, и это позволило нам предложить банку новые технологии для ускорения обработки больших массивов данных

Поэтому начали смотреть альтернативные варианты, и увидели, что новые системы на флеш-памяти дают существенный прирост. В частности, маркетинговые материалы обещали рост производительности дискового массива в 10 раз.Мы посовещались и решили обратиться к нашим партнерам с запросом на установку у нас такой системы.

Нужно отметить, что ИТ-ландшафт у нас во многом построен на решениях IBM. Поэтому мы сразу стали искать, что может предложить наш традиционный вендор.

Светлана Бутырина: Этот проект делался с участием нашей компании «Диона Холдинг». Мы много лет сотрудничаем с Альфа-Банком, знаем его особенности в ИТ и являемся поставщиком оборудования и ПО высокой доступности и непрерывности бизнеса ИТ-систем банка, обеспечивающих катастрофоустойчивость его критически важных бизнес-систем. Мы также много лет являемся премьер-партнером IBM, и это позволило нам предложить банку новые технологии для ускорения обработки больших массивов данных.

Вначале мы предоставили банку тестовую систему IBMPower8 с применением SSD-дисков, чтобы ее испытали не реальных данных. Пилотный проект оправдал ожидания, и тогда мы провели миграцию действующей системы по работе с просроченной задолженностью на новую аппаратную платформу, в качестве которой использовались установленные в кластере односокетные серверы IBMPowerSystemS814, поддерживающие до восьми процессоров  IBMPower8, с 512 GB памяти и  SSD дисками по 387GB, управляемые RAIDSAS адаптерами.

CNews: Какой результат вы получили?

Артем Шахвердян: Главное, что получил банк – увеличение в несколько раз скорости всех операций при работе с этими данными. Срок формирования листа обзвона сократился вдвое. Сейчас гарантированное время его предоставления – 2 часа ночи. Таким образом, мы получили большой запас по времени до начала обзвона клиентов, и этого запаса нам хватит уже надолго.

Теперь посмотрим на бизнес-результат. Банк получил прямую выгоду, потому что с переходом на новую подсистему хранения данных на базе флеш-технологий и с применением новых серверных вычислительных мощностей мы снизили общую стоимость владения системой на десятки процентов.

Артем Шахвердян: С переходом на новую подсистему хранения данных на базе флеш-технологий и с применением новых серверных вычислительных мощностей мы снизили общую стоимость владения системой на десятки процентов

Существенная экономия получается и за счет расходов на ЦОД, потому что флеш-технологии обеспечивают и компактность хранения данных, и также они потребляют меньше ресурсов, благодаря низким требованиям к энергообеспечению и охлаждению.

Также новый комплекс позволяет нам экономить ресурсы ИТ-подразделения на поддержку существующей инфраструктуры, потому что внедрение любой новой функциональности обычно требует значительных усилий на оптимизацию кода, а сейчас эти требования несколько снизились, так как системы на Power8 обеспечивает высокую производительность. То есть ускоряется внедрение некоторых наших новых проектов, что играет важную роль для бизнеса.

По итогам проекта мы получили однозначное подтверждение, что Power8 с применением подсистем хранения данных на базе SSD оказалась оптимальной платформой для наших потребностей.

CNews: Сколько человек работали над проектом?

Светлана Бутырина: С нашей стороны были пять специалистов, не считая людей, занимавшихся управлением проектом, и три человека от банка. То есть проект не был ресурсоемким. «Диона Холдинг» готовил всю инфраструктуру, а миграцией занимался Альфа-Банк, потому что речь шла о клиентских данных, доступ к которым не должен предоставляться другой компании.

CNews: Как был организован проект, в какие сроки он прошел?

Артем Шахвердян: Проект мы начали в конце 2014 года. По результатам пилота была спроектирована окончательная конфигурация и проведена миграция системы на новый кластер.

О миграции нужно отдельно сказать: она прошла менее чем за сутки. Для нас это было удивительно, потому что накопленный опыт говорил о том, что массивы такого большого размера переносятся примерно за двое суток с учетом бэкапа данных. А здесь все прошло быстрее и без сбоев.

Что касается контакт-центра, то его сотрудники вовсе не заметили «переезд» системы – они точно так же, как и раньше, вовремя получили свой лист обзвона, а фронт-офисную часть, с которой они работают, мы не трогали. Единственное изменение, которое они могли заметить, – уменьшение времени отклика системы.

Светлана Бутырина: Сейчас мы перешли к этапу поддержки созданного решения. «Диона Холдинг» занимается не только внедрением, но и поддержкой некоторых систем банка. Это касается серверов IBM Power Systems и мониторинга работы других систем, включая решения по обеспечению катастрофоустойчивости  и непрерывности критически важных бизнес-систем банка.

У нас есть совместная с банком команда, работает дежурная смена, которая круглосуточно занимается мониторингом основных банковских систем и приложений. Всего у нас  в этой поддержке заняты около 10 человек.

CNews: На какие другие процессы в банке повлияло внедрение новой платформы?

Артем Шахвердян: На ускорение формирования отчетности. Регуляторная, аналитическая отчетность – это критически важная часть банковского дела. Все данные должны предоставляться для отчетных систем в короткие сроки, и, несомненно, Power8 дает нам уверенность в том, что проблем с производительностью не будет. Их и раньше не было, но, как я говорил, рост объемов данных заставляет нас всегда принимать меры заранее, а не ждать, когда все «закипит» и будет поздно.
CNews: Планируете ли вы развивать применение систем с использованием флеш-памяти?

Артем Шахвердян: Да, планируем, потому что эта технология перспективна, эффективна и дает колоссальные возможности для дальнейшего роста и развития в сочетании с быстрой окупаемостью. Сейчас у нас идут предпроектные обсуждения некоторых перспективных решений. Они, возможно, будут применяться на самых сложных и высоконагруженных системах банка.


Подробнее: http://banks.cnews.ru/articles/2015-10-15_kak_fleshpamyat_pomogaet_sobirat_dolgi