Введите текст с картинки: *
Как Альфа-Банк ускорил ИТ-процессы на порядок

В то время, когда проекты по замене ИТ-платформ дают результаты в лучшем случае на десятки процентов, Альфа-Банк поднял эту планку на порядок. Как это удалось, рассказывают начальник управления интеграционных систем ИТ-блока Альфа-Банка Артем Шахвердян и заместитель генерального директора «Диона Холдинг» Светлана Бутырина.

 CNews: Какие экономические и технологические вызовы сегодня влияют на развитие ИТ в Альфа-Банке?

Артем Шахвердян: Сегодня Альфа-Банк имеет очень хорошие позиции на российском финансовом рынке, и это дает нам возможность ставить перед собой все более амбициозные цели и задачи.

Каждые три года в банке формируется стратегия развития, которая утверждается на уровне руководства Альфа-Банка. Стратегия развития современного российского банка – ее цели и направления – лежит в плоскости современных трендов в финансовом секторе. В первую очередь это удержание клиентов, наращивание базы, повышение лояльности клиентов, налаживание взаимоотношений с ними.

Этой же стратегии придерживается и Альфа-Банк. У нас все нацелено на то, чтобы сделать банк максимально удобным для клиента. Для этого мы упрощаем схемы обслуживания, предоставляем каждому клиенту наиболее удобный канал взаимодействия – от мобильного приложения до звонка в контакт-центр или визита в отделение. Поскольку у нас универсальный банк, обслуживающий всех - от физических лиц до крупных корпораций, мы стремимся каждому предоставить наиболее подходящие для них инструменты оказания услуг.

Артем Шахвердян: Такой крупный инвестиционный проект, кроме прочего, говорит об уверенности руководства в том, что банк будет долго существовать и работать как прибыльное предприятие

Эта парадигма влечет за собой значительные изменения в том, как банк использует информационные технологии. Меняются ИТ-системы, ландшафты на всех направлениях, где бизнес требует преобразований.

В частности, для того чтобы стать удобным для клиентов банком, мы должны иметь более подробную информацию о них. Раньше банки интересовались только паспортными данными, доходами клиентов, их кредитной историей. Сейчас современные банки стремятся знать больше о своих клиентах - где эти люди живут, работают, как перемещаются, что обычно покупают, в каком круге общаются, их профили в соцсетях и так далее. Это позволяет делать целевые предложения банковских продуктов и услуг, интересных конкретно этим людям и членам их семей.

Такая информация о клиентах, поступающая из разных источников, влечет за собой рост нагрузки на ИТ-системы. Кроме того, в последние годы Альфа-Банк отмечает серьезный рост клиентской базы.

Светлана Бутырина: Мы заменили всю серверную часть бэк-офиса, перешли на новые системы хранения данных с использованием SSD, в общем, модернизировали почти всю ИТ-инфраструктуру

Если увеличивающаяся нагрузка на инфраструктуру не дает нам возможность оказывать услуги на должном уровне, мешает двигаться в сторону цифрового банка, повышать лояльность клиентов, то необходимы инвестиции в информационные технологии и телекоммуникационные каналы для наращивания мощностей.

Это основные вызовы, с которыми мы сегодня работаем на направлении ИКТ, и они стали основной предпосылкой для внесения коренных изменений в нашу инфраструктуру. Если говорить конкретно, то мы недавно завершили проект, благодаря которому back-end системы Альфа-Банка стали работать на значительно более производительных и инновационных технологиях, позволяющих стабильно наращивать обороты в течение ближайших пяти лет.

Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, лизинг, факторинг и торговое финансирование.
По итогам первого полугодия 2016 года согласно данным МСФО совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» составили 33,3 млрд долларов США, совокупный кредитный портфель — 22,0 млрд долл., совокупный капитал — 4,6 млрд долл. Чистая прибыль за первое полугодие 2016 год составила 161 млн. долл.
По состоянию на 30 июня 2016 года в Альфа-Банке обслуживаются около 277 тыс. корпоративных клиентов и 14 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 723 отделений и филиалов.

CNews: Вы упомянули цифровой банк как один из путей развития. К чему конкретно идет Альфа-Банк?

Артем Шахвердян: Цифровой банк – это способ организации процессов, позволяющий сократить себестоимость банковских услуг и продуктов. Основная статья расходов – это содержание отделений, в которых обслуживаются клиенты. Переход на цифровые каналы обслуживания дает возможность существенно снизить такие затраты: человеку достаточно пообщаться с представителем банка один раз в самом начале взаимоотношений. Представитель покажет ему, как пользоваться приложением, через которое клиент самостоятельно сможет осуществлять все необходимые действия. Со своей стороны, банк будет изучать действия клиента, чтобы целевым образом предлагать ему услуги. У нас в стране даже есть примеры успешной работы банков вообще без отделений, но не все традиционные банки пока к этому готовы.

CNews: Как вы пришли к выводу, что необходимо вносить изменения в ИТ-инфраструктуру банка?

Артем Шахвердян: На этапе формирования стратегии банка мы провели предпроект – анализ инфраструктуры – и определили, как необходимо развивать часть, обслуживающую работу учетных систем, чтобы обеспечить все потребности банка в рамках предлагаемой стратегии.
Этот аудит проводили специалисты «Диона Холдинг», с которыми у нас очень давняя история успешных внедрений. В частности, с ними мы в 2015 году реализовали проект по переводу системы работы с просроченной задолженностью на новую аппаратную платформу. Поэтому мы без лишних дискуссий доверили «Дионе Холдинг» и этот предпроект.

Светлана Бутырина: В этот раз перед нами стояла задача обеспечить достаточные ресурсы банка для обработки клиентских данных. Сама АБС оставалась прежней – это Misys Equation, – а замене подлежала аппаратная платформа.

Светлана Бутырина: Некоторые приложения стали работать быстрее в 11 раз. Побывав в лаборатории IBM, мы узнали, что такое решение есть еще только в одном банке в мире, и это не российский банк

В ходе предыдущего нашего проекта по работе с collection банк уже оценил преимущества систем на флеш-технологиях, когда благодаря дискам SSD мы добились троекратного ускорения процессов сбора и анализа данных. Здесь мы тоже предложили использовать эту технологию. Всего были рассмотрены несколько конфигураций, одна из которых была выбрана для практической реализации.

Артем Шахвердян: Мы высоко оценили профессиональный подход команды «Диона Холдинг», которая разработала поэтапный план внедрения, рассмотрела все аспекты проекта с учетом возможных рисков и провела полномасштабные испытания платформы на тестовом оборудовании. Все это было очень важно, поскольку на корневой системе банк не может выделить ресурсы для экспериментов.

CNews: Почему вы решили проводить проект по обновлению «железа» в не самый удобный для его закупок период? Речь идет о миллионах долларов, и девальвация рубля становится мощным негативным фактором при принятии решений о закупках в таких объемах.

Артем Шахвердян: Естественно, все знают, что замена ИТ-инфраструктуры центральной среды банка – это очень дорогостоящее мероприятие. И наш проект был инициирован благодаря позиции руководства, которое четко понимает, что кризис дает новые возможности для развития.

В первую очередь дело в том, что кризис привел к мобильности клиентов. В СМИ стали появляться сведения об отзывах лицензий у ряда банков. Их бывшие клиенты и напуганные такими новостями другие люди стали искать более надежные, то есть крупные банки.

Это может быть временное или постоянное явление, но есть факт – приток клиентской базы, и с ней надо работать, надо опережать конкурентов, которые не могут себе позволить такие вложения в ИТ.

И такой крупный инвестиционный проект, кроме прочего, говорит об уверенности руководства в том, что банк будет долго существовать и работать как прибыльное предприятие.

Светлана Бутырина: Следует отметить, что предложенное решение на флеш-технологиях позволяет снизить стоимость владения ИТ-инфраструктурой. Кроме того, вендоры учитывают кризисные явления в России и готовы идти на уступки по ценам. Также свою роль сыграл тот факт, что предложенное оборудование IBM отвечает требованиям существующих программных систем банка, что позволило нам сохранить лицензии на цифровые активы. Поэтому «железо» для этого проекта было не таким дорогим, как кажется.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об основных этапах проекта.

Светлана Бутырина: Проект можно охарактеризовать словом «модернизация». Мы заменили всю серверную часть бэк-офиса, перешли на новые системы хранения данных с использованием SSD, в общем, модернизировали почти всю ИТ-инфраструктуру. Мы как партнер банка знаем ключевые особенности его ИТ-систем и знакомы с его стратегией развития. Поэтому мы всегда понимаем и знаем, что необходимо предложить в той или иной ситуации.

Для данного проекта специалисты «Диона Холдинг» предложили несколько вариантов, каждый из которых был реализован на стендах для решения частных задач. Познакомившись со всеми конфигурациями, банк попросил нас подготовить одну из них в виде полностью работающей инфраструктуры. Ее можно было построить только с помощью IBM: совместно с этой корпорацией в ее лаборатории в США мы собрали все предложенное для проекта оборудование и провели тестирование при участии специалистов банка.

Следующим этапом было внедрение решения в банке, и оно было проведено в кратчайшие сроки. Мы с банком рассчитывали, что запустим обновленную инфраструктуру в конце июля, но команда работала настолько слаженно, что мы уложились до конца марта. Успеху способствовало и оптимальное для наших целей кластерное ПО Vision Solutions, которое используется в банке, потому что с его использованием нам удалось быстро переключиться на новую платформу.

Модернизация ИТ-инфраструктуры Альфа-Банка в целом прошла очень гладко, что нехарактерно для подобного рода проектов. Нередко они длятся годами, а мы смогли за несколько месяцев после поставки оборудования и ПО перевести все необходимые процессы на новые рельсы. Нужно было подключить, сконфигурировать, настроить системы, протестировать их работу и перенести все данные для запуска работы банка на новой платформе.

Артем Шахвердян: В этом успехе немалую роль сыграла и архитектура банка. Центральную роль в ее аппаратной части играет оборудование IBM - это enterprise серверы Power8 модели 880, расположенные в двух ЦОДах. Они обеспечивают наивысший уровень доступности и отказоустойчивости, а также дают возможность наращивать инфраструктуру без существенных ограничений.

Артем Шахвердян: Этот проект, на наш взгляд, лучший в России с точки зрения оптимизации процессов обслуживания клиентов банка

CNews: Был ли этот проект возможен без флеш-технологий?

Светлана Бутырина: Теоретически обеспечить новые потребности банка было возможно за счет дальнейшего наращивания объемов дисковых хранилищ, но с учетом опыта предыдущих проектов мы понимали, что именно флеш позволит нам значительно ускорить банковские процедуры. Наше предложение поддержали все – и банк, и IBM.

CNews: Что вы можете сказать о результатах проекта?

Светлана Бутырина: Мы считаем это внедрение уникальным для России: был построен целый кластер, на который все данные со старой платформы мигрировали всего за одну ночь. При смене платформы банк не «почувствовал» ничего, кроме ускорения вычислительных процессов. Некоторые приложения стали работать быстрее в 11 раз. Побывав в лаборатории IBM, мы узнали, что такое решение, которое мы сейчас реализовали в Альфа-Банке, есть еще только в одном банке в мире, и это не российский банк. А всего в мире компаний с подобными инсталляциями не более шести.

Артем Шахвердян: Я могу подтвердить слова Светланы об уникальности проекта. Он на наш взгляд лучший в России с точки зрения оптимизации процессов обслуживания клиентов банка. Мы существенно сократили время целого ряда процессов, обеспечили большой запас производительности для дальнейшего роста объемов обрабатываемых данных. В три и более раз сократилось время формирования регуляторной и управленческой отчетности, быстрее стали работать многие модули бэк-офисных систем. Раньше стал закрываться операционный день, что очень важно для централизованного многофилиального банка, работающего во всех часовых поясах. У нас вообще все ключевые данные обрабатываются в Москве, что упрощает управление, но и накладывает очень высокие требования к быстродействию систем.

У нас возросла и надежность ИТ-инфраструктуры за счет использования более современных технологий. Мне даже сложно выделить, где эффект был максимальным, потому что результат был получен на всех направлениях. Улучшив показатели в три и более раз, мы получили уверенность, что при сохранении роста клиентской базы банк не столкнется с ограничениями в производительности систем в течение ближайших нескольких лет. Кроме того, у нас есть понимание, как в дальнейшем можно увеличить мощность платформы без ее замены.

Подробнее: http://www.cnews.ru/articles/2016-09-23_flesh_uskoryaet_itprotsessy_alfabanka_na_poryadok